Депутаты Госдумы предложили ограничить срок действия водительского удостоверения с десяти до трех лет для пожилых людей. Пенсионеры, мол, представляют на дороге серьезную опасность для их коллег по трафику. Мы разобрались, так ли это на самом деле…
Нужно ли выделять на дороге авто водителей старше 50 лет, не говоря уж о людях «третьего возраста», сидящих за рулем? Вопрос не праздный. Я это понял, когда на одном из подмосковных пикетов молодой розовощекий гаец, изучив мои документы, с сомнением в голосе спросил: «Вы и вправду 1936 года рождения или здесь опечатка?» Получив утвердительный ответ и, видимо, решив, что моя физиономия вполне соответствует указанному в «правах» возрасту, с удивлением и некоторой укоризной заключил: «Ну вы даете! Счастливого пути…»
Пошарив после этого случая по Интернету, я понял, что проблема есть и стоит попытаться найти ответ на вопрос о том, а каков общественный статус водителей в возрасте «60+» и нужно ли их как-то выделять в общем транспортном потоке, с каждым годом становящемся все более насыщенным и интенсивным.
Пожилых за рулем становится все больше
Начнем с негатива. Как правило, водители «третьего возраста» чаще всего в обывательском мнении попадают в категорию «чайников» и «подснежников». И вообще распространена точка зрения, что пожилые водители, в силу физических и умственных потерь, нанесенных возрастом, в принципе являются определенной помехой для моторизированных сограждан, еще не вышедших на пенсию. А насколько этот остракизм, к счастью, не получивший еще какого-либо законодательного оформления, справедлив?
Если рассматривать проблему в международном масштабе, то на дорогах мира достаточно часто можно встретить водителя старше 70 лет. По данным экспертов, сегодня количество престарелых водителей приближается к рекордным показателям за всю историю автомобиля. Уже в 70–80-е годы прошлого века 70-летний водитель не был дорожным исключением. И таких водителей с каждым годом становится все больше, ведь рубеж пенсионного возраста пересекает все больше и больше людей, желающих порулить: современные условия и темп жизни, когда передвигаться по городу, и тем более на дачу, за рулем собственного автомобиля комфортнее, чем в общественном транспорте, и подталкивают пожилых людей сесть за руль. Еще одна причина того, что в пенсионном возрасте люди часто становятся заядлыми автомобилистами — наличие свободного времени и тяга к перемещению во времени и пространстве. Ведь в прежней, допенсионной жизни они чаще всего были ограничены в исполнении этого естественного желания. Многие американцы и европейцы, у которых, как правило, неплохое финансовое положение, выправляют себе «права» именно после выхода на пенсию. И некоторые из них даже начинают лихачить, удовлетворяя нереализованные амбиции своей далекой молодости.
Итак, на дорогах мира появляется все больше престарелых людей, обладающих правом управления автомобилем. И с каждым годом возраст этих водителей лишь растет. А значит, растут и риски проявления старческой неадекватности за рулем. По самой свежей немецкой статистике, люди возраста «60+» покупают нынче новых автомобилей больше, чем в возрастной категории «40 лет и моложе». И тенденция роста возраста покупателей новых авто стала устойчивой. При этом средний возраст европейского покупателя нового VW — 50,7 года, Audi — 50,9 года, BMW — 52 года, Lexus — 55 лет, Bentley — 55,7 года, Mercedes — 56,1 года, Jaguar — 56,5 года. И все эти автомобили скоростные, якобы «не пенсионерские».
Кстати, если верить немецким автомобильным сайтам, в Германии вообще для кандидатов в водители не требуется медицинских справок, независимо от возраста. Вопрос лишь в том, какая у него машина и как он на ней ездит. А вот несколько цитат с немецкого форума на обсуждаемую нами тему: «Знакомый рассказал, что его 94-летний сосед купил новый автомобиль»; «Я тоже знаю 93-летнего — он совершенно здоров и с удовольствием ездит на своем авто в небольшие туры. Не лихачит, ездит с умом и осторожно. И вообще не вижу проблем — у него 70 лет водительской практики, и это положительно сказывается. Насколько мне известно, по статистике пожилые водители намного реже попадают в аварии, чем молодые».
Люди в возрасте бьются реже
Последний тезис считают спорным. Ведь с возрастом, как говорят медики, скорость реакции на внезапно возникающие препятствия и способность производить в нужном темпе соответствующие манипуляции руками и ногами притупляются. Причем в группе риска, как полагают специалисты, находятся не только водители в возрасте «70+», но и те, кто управляет автомобилем после 60 лет. Но вот по данным Центра технологий Allianz (AZT), собранных совместно с организацией Совета Европы по безопасности дорожного движения, 65-летние водители (это возраст выхода на пенсию в Германии) попадают в ДТП не чаще других, а риск стать участником аварии возрастает только для водителей старше 75 лет. Причина этого в том, что пожилые люди медленнее ориентируются в сложных ситуациях. Однако этот психофизиологический недостаток компенсируется большим опытом и аккуратным, осмотрительным стилем вождения.
А вот выводы экспертов Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР). На протяжении 16 лет — с 1990 по 2006 год — они изучали связь между возрастом водителей и количеством аварий. Их вывод таков: на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом. Смертность водителей от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.
Нужно ли выделять на дороге авто водителей старше 50 лет, не говоря уж о людях «третьего возраста», сидящих за рулем? Вопрос не праздный. Я это понял, когда на одном из подмосковных пикетов молодой розовощекий гаец, изучив мои документы, с сомнением в голосе спросил: «Вы и вправду 1936 года рождения или здесь опечатка?» Получив утвердительный ответ и, видимо, решив, что моя физиономия вполне соответствует указанному в «правах» возрасту, с удивлением и некоторой укоризной заключил: «Ну вы даете! Счастливого пути…»
Пошарив после этого случая по Интернету, я понял, что проблема есть и стоит попытаться найти ответ на вопрос о том, а каков общественный статус водителей в возрасте «60+» и нужно ли их как-то выделять в общем транспортном потоке, с каждым годом становящемся все более насыщенным и интенсивным.
Пожилых за рулем становится все больше
Начнем с негатива. Как правило, водители «третьего возраста» чаще всего в обывательском мнении попадают в категорию «чайников» и «подснежников». И вообще распространена точка зрения, что пожилые водители, в силу физических и умственных потерь, нанесенных возрастом, в принципе являются определенной помехой для моторизированных сограждан, еще не вышедших на пенсию. А насколько этот остракизм, к счастью, не получивший еще какого-либо законодательного оформления, справедлив?
Если рассматривать проблему в международном масштабе, то на дорогах мира достаточно часто можно встретить водителя старше 70 лет. По данным экспертов, сегодня количество престарелых водителей приближается к рекордным показателям за всю историю автомобиля. Уже в 70–80-е годы прошлого века 70-летний водитель не был дорожным исключением. И таких водителей с каждым годом становится все больше, ведь рубеж пенсионного возраста пересекает все больше и больше людей, желающих порулить: современные условия и темп жизни, когда передвигаться по городу, и тем более на дачу, за рулем собственного автомобиля комфортнее, чем в общественном транспорте, и подталкивают пожилых людей сесть за руль. Еще одна причина того, что в пенсионном возрасте люди часто становятся заядлыми автомобилистами — наличие свободного времени и тяга к перемещению во времени и пространстве. Ведь в прежней, допенсионной жизни они чаще всего были ограничены в исполнении этого естественного желания. Многие американцы и европейцы, у которых, как правило, неплохое финансовое положение, выправляют себе «права» именно после выхода на пенсию. И некоторые из них даже начинают лихачить, удовлетворяя нереализованные амбиции своей далекой молодости.
Итак, на дорогах мира появляется все больше престарелых людей, обладающих правом управления автомобилем. И с каждым годом возраст этих водителей лишь растет. А значит, растут и риски проявления старческой неадекватности за рулем. По самой свежей немецкой статистике, люди возраста «60+» покупают нынче новых автомобилей больше, чем в возрастной категории «40 лет и моложе». И тенденция роста возраста покупателей новых авто стала устойчивой. При этом средний возраст европейского покупателя нового VW — 50,7 года, Audi — 50,9 года, BMW — 52 года, Lexus — 55 лет, Bentley — 55,7 года, Mercedes — 56,1 года, Jaguar — 56,5 года. И все эти автомобили скоростные, якобы «не пенсионерские».
Кстати, если верить немецким автомобильным сайтам, в Германии вообще для кандидатов в водители не требуется медицинских справок, независимо от возраста. Вопрос лишь в том, какая у него машина и как он на ней ездит. А вот несколько цитат с немецкого форума на обсуждаемую нами тему: «Знакомый рассказал, что его 94-летний сосед купил новый автомобиль»; «Я тоже знаю 93-летнего — он совершенно здоров и с удовольствием ездит на своем авто в небольшие туры. Не лихачит, ездит с умом и осторожно. И вообще не вижу проблем — у него 70 лет водительской практики, и это положительно сказывается. Насколько мне известно, по статистике пожилые водители намного реже попадают в аварии, чем молодые».
Люди в возрасте бьются реже
Последний тезис считают спорным. Ведь с возрастом, как говорят медики, скорость реакции на внезапно возникающие препятствия и способность производить в нужном темпе соответствующие манипуляции руками и ногами притупляются. Причем в группе риска, как полагают специалисты, находятся не только водители в возрасте «70+», но и те, кто управляет автомобилем после 60 лет. Но вот по данным Центра технологий Allianz (AZT), собранных совместно с организацией Совета Европы по безопасности дорожного движения, 65-летние водители (это возраст выхода на пенсию в Германии) попадают в ДТП не чаще других, а риск стать участником аварии возрастает только для водителей старше 75 лет. Причина этого в том, что пожилые люди медленнее ориентируются в сложных ситуациях. Однако этот психофизиологический недостаток компенсируется большим опытом и аккуратным, осмотрительным стилем вождения.
А вот выводы экспертов Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР). На протяжении 16 лет — с 1990 по 2006 год — они изучали связь между возрастом водителей и количеством аварий. Их вывод таков: на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом. Смертность водителей от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.