Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения в прямом радиоэфире заявил, что люди страше 65 лет не ходят в театры, потому что многие из них имеют лишь начальное образование.
Как известно, в первые годы существования СССР, число граждан с высшим образованием в стране не превышало 1,5%. Перед развалом Советского Союза эта цифра выросла до 17%. Не мудрено, что многие десятилетия наша страна считалась одной из самых просвещенных наций в мире. Таковой она по-прежнему остается. По данным Росстата, основанных на материалах микропереписи населения 2015 года, удельный вес граждан РФ с высшим образованием в численности населения соответствующей возрастной группы распределяется таким образом:
Все лица старше 20 лет - 27,7%
Из них:
25–34 лет - 41,0%
35–54 лет - 30,4%
55–69 лет - 21,2%
70 и более лет - 14,0%
Эти цифры позволили генеральному директору Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерию Федорову сделать на днях в программе «Еше не вечер» государственной радиостанции Вести.ФМ сделать заявление:
«Россияне старше 65 лет не ходят в театр, потому что многие из них имеют лишь начальное образование. К сожалению, раньше у нас нельзя было получить качественное образование...»
Журналист Виктор Ядуха очень жестко отреагировал на эти слова крупного чиновника:
« Меня особенно умиляет, что наши пропагандисты спорят с украинскими и казахскими, доказывая, что этнической дискриминации в СССР не было и в национальных республиках наоборот развивали образование - а потом сами несут вот такой бред. И при этом РФ хочет удержать в своей орбите бывшие совреспублики. Гендиректор ВЦИОМ вполне грамотный человек. Просто он так долго делал государственную социологию, что сам в нее поверил. Но антисоветский паттерн нашего «глубинного государства» постоянно выталкивал его в глупость. У меня большинство родственников - с высшим. И большинство знакомых мне выпускников моей обычной школы получило высшее образование. И большинство людей, с которыми меня сталкивает жизнь в самых бытовых ситуациях, как выясняется, тоже имеют высшее образование. Другое дело, что в 1990-х многим из них пришлось уйти из профессии. Но это не их вина. А с начальным образованием я из живых не знаю, наверное, никого. У покойной бабушки вот было начальное, ну так она в 19 веке родилась и всю жизнь в селе прожила...»
Гнев журналиста легко понять, если обратиться к экспертам, уверенным, что дело отнюдь не в количестве дипломированных специалистов, а в их качестве. А оно в современной России оставляет желать много лучшего.
«Многие уверены, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство других стран… Этот факт настолько утвердился в массовом сознании, что его мало кто ставит под сомнение. На самом деле эта точка зрения – миф, не основанный на реальных статистических данных», – отмечают эксперты Высшей школы экономики в публикации в газете «Ведомости», которая так и озаглавлена: «Миф о всеобщем высшем образовании».
Дело в том, что статистика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в категории tertiary education объединяет как людей с высшим образованием, так и выпускников техникумов и колледжей: «Российское высшее образование классифицируется ОЭСР по международной классификации как ISCED5A, а среднее профессиональное – как ISCED5B. Именно распространенность среднего профессионального образования делает Россию одним из лидеров в своеобразном рейтинге стран ОЭСР».
Действительно, в более молодых поколениях высшее образование получают все больше людей, однако это международная тенденция, и Россия здесь не является исключением: «В Великобритании, Франции, Германии процент людей с высшим образованием выше. Россия – на одном уровне с Латвией, Болгарией и Польшей… ОЭСР не обладает независимыми источниками данных, и их оценки основаны на данных Росстата».
Авторы этого исследования отмечают также, что более чем в трети регионов России у молодежи просто нет возможности получить именно «качественное» высшее образование. Как показатель, характеризующий качество образования в регионе, ими используется доля студентов в вузах региона, зачисленных на первый курс со средним баллом ЕГЭ от 70 баллов и выше. «Средний балл ЕГЭ является не только индикатором селективности вуза, но и косвенно говорит о качестве образования, – поясняют эксперты. – То есть предполагается, что, чем больше абитуриентов с высокой оценкой их знаний стремятся в конкретный вуз, тем более качественное образование можно в нем получить».
А если принять во внимание несомненную деградацию российской науки буквально по всем отраслям знания, технологическую отсталость, катастрофическую «утечку мозгов» за границу, то станет предельно ясно, что образовательный уровень людей старшего возраста не только не ниже, а выше, чем у молодых.
Как известно, в первые годы существования СССР, число граждан с высшим образованием в стране не превышало 1,5%. Перед развалом Советского Союза эта цифра выросла до 17%. Не мудрено, что многие десятилетия наша страна считалась одной из самых просвещенных наций в мире. Таковой она по-прежнему остается. По данным Росстата, основанных на материалах микропереписи населения 2015 года, удельный вес граждан РФ с высшим образованием в численности населения соответствующей возрастной группы распределяется таким образом:
Все лица старше 20 лет - 27,7%
Из них:
25–34 лет - 41,0%
35–54 лет - 30,4%
55–69 лет - 21,2%
70 и более лет - 14,0%
Эти цифры позволили генеральному директору Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерию Федорову сделать на днях в программе «Еше не вечер» государственной радиостанции Вести.ФМ сделать заявление:
«Россияне старше 65 лет не ходят в театр, потому что многие из них имеют лишь начальное образование. К сожалению, раньше у нас нельзя было получить качественное образование...»
Журналист Виктор Ядуха очень жестко отреагировал на эти слова крупного чиновника:
« Меня особенно умиляет, что наши пропагандисты спорят с украинскими и казахскими, доказывая, что этнической дискриминации в СССР не было и в национальных республиках наоборот развивали образование - а потом сами несут вот такой бред. И при этом РФ хочет удержать в своей орбите бывшие совреспублики. Гендиректор ВЦИОМ вполне грамотный человек. Просто он так долго делал государственную социологию, что сам в нее поверил. Но антисоветский паттерн нашего «глубинного государства» постоянно выталкивал его в глупость. У меня большинство родственников - с высшим. И большинство знакомых мне выпускников моей обычной школы получило высшее образование. И большинство людей, с которыми меня сталкивает жизнь в самых бытовых ситуациях, как выясняется, тоже имеют высшее образование. Другое дело, что в 1990-х многим из них пришлось уйти из профессии. Но это не их вина. А с начальным образованием я из живых не знаю, наверное, никого. У покойной бабушки вот было начальное, ну так она в 19 веке родилась и всю жизнь в селе прожила...»
Гнев журналиста легко понять, если обратиться к экспертам, уверенным, что дело отнюдь не в количестве дипломированных специалистов, а в их качестве. А оно в современной России оставляет желать много лучшего.
«Многие уверены, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство других стран… Этот факт настолько утвердился в массовом сознании, что его мало кто ставит под сомнение. На самом деле эта точка зрения – миф, не основанный на реальных статистических данных», – отмечают эксперты Высшей школы экономики в публикации в газете «Ведомости», которая так и озаглавлена: «Миф о всеобщем высшем образовании».
Дело в том, что статистика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в категории tertiary education объединяет как людей с высшим образованием, так и выпускников техникумов и колледжей: «Российское высшее образование классифицируется ОЭСР по международной классификации как ISCED5A, а среднее профессиональное – как ISCED5B. Именно распространенность среднего профессионального образования делает Россию одним из лидеров в своеобразном рейтинге стран ОЭСР».
Действительно, в более молодых поколениях высшее образование получают все больше людей, однако это международная тенденция, и Россия здесь не является исключением: «В Великобритании, Франции, Германии процент людей с высшим образованием выше. Россия – на одном уровне с Латвией, Болгарией и Польшей… ОЭСР не обладает независимыми источниками данных, и их оценки основаны на данных Росстата».
Авторы этого исследования отмечают также, что более чем в трети регионов России у молодежи просто нет возможности получить именно «качественное» высшее образование. Как показатель, характеризующий качество образования в регионе, ими используется доля студентов в вузах региона, зачисленных на первый курс со средним баллом ЕГЭ от 70 баллов и выше. «Средний балл ЕГЭ является не только индикатором селективности вуза, но и косвенно говорит о качестве образования, – поясняют эксперты. – То есть предполагается, что, чем больше абитуриентов с высокой оценкой их знаний стремятся в конкретный вуз, тем более качественное образование можно в нем получить».
А если принять во внимание несомненную деградацию российской науки буквально по всем отраслям знания, технологическую отсталость, катастрофическую «утечку мозгов» за границу, то станет предельно ясно, что образовательный уровень людей старшего возраста не только не ниже, а выше, чем у молодых.