Макрон не стал молчать после переговоров с Путиным: заявил такое

8 февраля в Москве завершились переговоры президента Франции Эммануэля Макрона с российским лидером Владимиром Путиным. Канцлер ФРГ Олаф Шольц параллельно в тот же день встретился с американским президентом Джо Байденом в Вашингтоне. Одновременно с этим Украину, в преддверии визитов Макрона и Шольца, посетили главы МИД ФРГ и ряда других европейских стран.

Две ключевые страны Евросоюза и НАТО попытались выступить посредниками как минимум между США и Россией в урегулировании кризиса вокруг Украины и попытках диалога по гарантиям безопасности в Европе, считают эксперты.Макрон в Москве

Макрон до переговоров заявил, что испытывает «оптимизм». В Кремле однако заявляли, что не ждут «решительных переломов» от встречи. Переговоры Путина и Макрона, по словам российского президента, продлились почти шесть часов и окончились около полуночи. Путин во время пресс-конференции, начавшейся уже ночью 8 февраля, назвал переговоры «содержательными» и «полезными».

«Хочу поблагодарить господина президента за те усилия, которые предпринимает Франция во главе с ним по поводу урегулирования очень острого вопроса, связанного с нашими отношениями с НАТО, в целом по вопросам, связанным с обеспечением безопасности, созданием на европейском континенте обстановки стабильности, взаимного доверия и урегулирования кризиса на юго-востоке Украины», – сказал Путин. Он отметил нежелание Киева выполнять минские соглашения и их механизм – так называемую формулу Штайнмайера, заявил о нарушении прав человека украинским властями.

«Несмотря на проблемы, господин президент [Макрон] посчитал нужным приехать, обменяться мнениями по поводу того, как нам действовать дальше. Ряд его идей, предложений, о которых еще рано говорить, я считаю вполне возможными для того, чтобы положить в основу дальнейших наших совместных шагов», – сказал Путин, отметив, что ждет итогов визита французского лидера в Киев. Он добавил, что договорился с Макроном о том, что после его поездки в столицу Украины «мы еще созвонимся и обменяемся мнениями на этот счет».

По словам французского президента, Россия и Франция благодаря наличию двустороннего стратегического диалога могут найти способы «мирного пути и стабильности в Европе, сейчас еще есть для этого возможность и время». Он подчеркнул наличие у России «сильной позиции», не совпадающей с европейской по вопросам НАТО и Украины. По словам Макрона, необходимо ее учитывать и работать над избежанием любой эскалации, но не ограничивая фундаментальных европейских прав и принципов договоренностей последних 30 лет.

«Необходимо найти новые механизмы, которые бы обеспечили стабильность. Мы [с Путиным] постарались найти точки, где наши позиции сходятся. В ближайшие дни и недели это должно быть подтверждено. Это зависит от консультаций с США, НАТО, европейцами и нашей встречи с президентом Зеленским. Ближайшие дни будут решающими», – сказал Макрон. Он отметил, что Путин готов следовать этой логике.

«Мы должны показать, что готовы работать над гарантиями безопасности, построить новый порядок стабильности Европы, основываясь на фундаментальных принципах Парижской хартии ОБСЕ [1990 г.]. И эти принципы были нарушены, я говорю о границах, территориальной целостности, международном праве и правах человека», – сказал Макрон. Говоря о гарантиях безопасности в Европе, французский президент подтвердил, что «поднимал их напрямую» в разговоре с Путиным, «соблюдая как интересы всех наших европейских братьев, так и просьбы нашего соседа и друга – России».

Макрон добавил, что высказал российскому лидеру беспокойство в связи с проектом конституции Белоруссии, где исключен безъядерный статус страны, а также заявлением белорусского президента Александра Лукашенко о готовности разместить у себя ядерное оружие. «Но президент Путин меня успокоил в этом отношении», – сказал французский президент.

«Мы вместе должны построить гарантии безопасности для стран – членов Евросоюза, государств региона – Украины, Грузии, для России. Мы провели разговор, который позволил выработать ряд предложений. Есть точки соприкосновения между позициями Франции и России, НАТО, США. Мы будем продолжать переговоры со всеми, чтобы построить эти новые гарантии мира и безопасности. Россия просит уже давно о них – гарантиях по обычному вооружению, транспарентности ПРО, по ракетам средней и малой дальности. Эти просьбы соответствуют тому, что формулируют и европейские государства», – сказал Макрон.

Говоря о своем грядущем визите в Киев по теме украинского урегулирования, он отметил, что делает это в координации с канцлером Шольцем. России и ЕС, по мнению Макрона, необходимо урегулировать проблему Украины, чтобы двигаться «в наших отношениях дальше».

Визит Макрона в Москву – это не сиюминутное движение Парижа, а скоординированная с ФРГ попытка посредничества в связи с украинским кризисом, считает завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО Павел Тимофеев. Франция и Германия, очевидно, пытаются с разных сторон стимулировать российско-американский диалог, говорит Тимофеев.

По его словам, со стороны французского президента это как минимум попытка донести до России европейскую точку зрения и понять, что может сделать Европа, уверен эксперт. «Евросоюз нуждается в урегулировании конфликта с Украиной на своих восточных границах. Без этого сообщество не может претендовать на роль реального мирового игрока и центра силы, балансировать американское и китайское влияние», – говорит Тимофеев.

Он напомнил, что Макрон неоднократно в своих заявлениях говорил о необходимости именно ЕС урегулировать украинский кризис и восстановить нормальные отношения с Россией. Так, в конце января французский лидер, выступая в Европарламенте, настоял на отдельных переговорах ЕС и России по вопросам гарантий безопасности. По словам Тимофеева, Макрон едет в Москву не только как президент Франции, но и как президент страны – председателя ЕС. В 2008 г., когда Москву посетил Николя Саркози в связи с грузино-осетинским кризисом, Франция также председательствовала в сообществе.

В то же время нельзя отрицать и того, что фактически действия и Макрона, и Шольца пока являются импровизацией, диктуются во многом и соображениями престижа – они делают, что должны делать, чтобы продемонстрировать статус, считает научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО Артем Соколов. На деле общей позиции Евросоюза на украинском направлении не видно, скорее, наглядно демонстрируются противоречия, говорит Соколов.

Внутриполитический аспект для Макрона также важен, считает Тимофеев. До апрельских выборов ему осталось фактически меньше трех месяцев для того, чтобы сделать что-то значительное на внешнеполитическом поприще, чем бы запомнился его срок. Дипломатических инициатив, когда Макрон пытался представить Францию как международного «антикризисного менеджера», с 2017 г. было немало, но ни одна из них не окончилась очевидным результатом. Действующий глава государства, несомненно, нуждается в том, чтобы предъявить избирателям внешнеполитические успехи, считает Тимофеев.