Люди, ностальгирующие по советским временам, часто говорят, что всё тогда было качественнее: пломбир самый вкусный, а одежде и обуви «сносу не было». Возможно, с пломбиром и правда всё было так, ведь понятие вкусного у каждого своё. Тем не менее миф о «легендарном советском качестве» не подтверждается историческими исследованиями.
Впервые к вопросу качества продовольственных и промышленных товаров советское руководство обратилось в 1952 году. Тогда партийная верхушка отправляла на места директивы с требованием улучшить ассортимент и его качество в рамках пятой пятилетки (1951–1955 годы), чтобы обеспечить советских людей всем необходимым. Однако полностью удовлетворить спрос населения в бытовой продукции (от посуды до одежды) это не помогло.
Сами стандарты не предполагали при этом массового выпуска высококачественных товаров.
Например, в швейной промышленности от 60 до 70% продукции составляла одежда массового потребления, а товары улучшенного и высшего качества — не более 30 и 10% соответственно. Разница между ними была в уровне контроля качества, а также в квалификации задействованных на производстве работников.
При этом процент брака одежды, например, в 1963 году составлял 33%. Не лучше было и с другими категориями: брак кожаной обуви — 30%, холодильников — 25%, швейных машин — 36%, магнитофонов — 66%, а алюминиевой посуды — целых 92%. Ряд нарушений был обнаружен и в пищевой промышленности. Например, несоответствие вкуса и запаха у колбасы, заплесневелые пряники, гнилые и поражённые насекомыми овощи. Эти данные были получены в ходе проверок, то есть официальная советская статистика признавала существование этих проблем.
Для сравнения: согласно данным ЕМИСС, в 2018 году Роспотребнадзор обнаружил во время контрольных закупок следующее количество брака: 20,5% швейных машин, 32,5% мебели, 14% радиоприёмников, 36% одежды, 30,3% кожаной обуви и 20,3% кожгалантереи.
В советском магазине электроники. Фото: foundin_a_attic / Flickr
В последующие годы показатель брака в СССР сократился, но проблема всё равно оставалась острой. Большие партии одежды выходили с дефектами, многие товары не соответствовали ГОСТам. Масштабная проверка 1970 года выявила, что только 23% предприятий выпускают продукцию, отвечающую всем требованиям.
Большой популярностью в связи с этим пользовались импортные товары из социалистических стран Восточной Европы: обувь и одежда, посуда и мебель.
Несмотря на то, что на советских предприятиях действовала система прямой ответственности за качество выпускаемой продукции, сами организации не были заинтересованы в его повышении. Кроме того, в стране отсутствовал единый координирующий орган, обладавший достаточными полномочиями, чтобы следить за качеством товаров. А плановые комиссии и Госторгинспекция не особо старались бороться с браком. Свою роль играло и то, что между предприятиями и торговыми организациями не было толком налаженной взаимосвязи.
Впервые к вопросу качества продовольственных и промышленных товаров советское руководство обратилось в 1952 году. Тогда партийная верхушка отправляла на места директивы с требованием улучшить ассортимент и его качество в рамках пятой пятилетки (1951–1955 годы), чтобы обеспечить советских людей всем необходимым. Однако полностью удовлетворить спрос населения в бытовой продукции (от посуды до одежды) это не помогло.
Сами стандарты не предполагали при этом массового выпуска высококачественных товаров.
Например, в швейной промышленности от 60 до 70% продукции составляла одежда массового потребления, а товары улучшенного и высшего качества — не более 30 и 10% соответственно. Разница между ними была в уровне контроля качества, а также в квалификации задействованных на производстве работников.
При этом процент брака одежды, например, в 1963 году составлял 33%. Не лучше было и с другими категориями: брак кожаной обуви — 30%, холодильников — 25%, швейных машин — 36%, магнитофонов — 66%, а алюминиевой посуды — целых 92%. Ряд нарушений был обнаружен и в пищевой промышленности. Например, несоответствие вкуса и запаха у колбасы, заплесневелые пряники, гнилые и поражённые насекомыми овощи. Эти данные были получены в ходе проверок, то есть официальная советская статистика признавала существование этих проблем.
Для сравнения: согласно данным ЕМИСС, в 2018 году Роспотребнадзор обнаружил во время контрольных закупок следующее количество брака: 20,5% швейных машин, 32,5% мебели, 14% радиоприёмников, 36% одежды, 30,3% кожаной обуви и 20,3% кожгалантереи.
В советском магазине электроники. Фото: foundin_a_attic / Flickr
В последующие годы показатель брака в СССР сократился, но проблема всё равно оставалась острой. Большие партии одежды выходили с дефектами, многие товары не соответствовали ГОСТам. Масштабная проверка 1970 года выявила, что только 23% предприятий выпускают продукцию, отвечающую всем требованиям.
Большой популярностью в связи с этим пользовались импортные товары из социалистических стран Восточной Европы: обувь и одежда, посуда и мебель.
Несмотря на то, что на советских предприятиях действовала система прямой ответственности за качество выпускаемой продукции, сами организации не были заинтересованы в его повышении. Кроме того, в стране отсутствовал единый координирующий орган, обладавший достаточными полномочиями, чтобы следить за качеством товаров. А плановые комиссии и Госторгинспекция не особо старались бороться с браком. Свою роль играло и то, что между предприятиями и торговыми организациями не было толком налаженной взаимосвязи.