Сколько стоил советский рубль в пересчёте на тенге

Сколько стоил советский рубль в пересчёте на тенге


Советский рубль, который был предшественником тенге, сейчас помнят лишь те, кому за 40.

Они любят вспоминать, что в СССР всё стоило копейки, а сейчас на ценниках целые тысячи.

Чему был бы равен советский рубль в пересчёте на современный тенге?

Госплан покажет
Поколению, выросшему во времена инфляций и дефолтов, трудно объяснить, что в СССР цены практически не менялись 30 лет подряд, а во всех магазинах, от Калининграда до Хабаровска, булка хлеба стоила одинаково. Цены устанавливал не рынок, а долгосрочные расчёты Госплана. То есть строгие чиновники решали, почём продавать народу коробок спичек или холодильник.

Средняя зарплата в Казахской ССР в те времена была 120 рублей. Если брать реальную нынешнюю зарплату, а не астрономические цифры из данных статистики, то сейчас это 150 тысяч тенге.

Хороший специалист получал 220-250 рублей. Сейчас это 250-300 тысяч тенге соответственно. При жёсткой экономии на 1 рубль люди умудрялись протянуть неделю. Но если не шиковать, но и не особо себя не ограничивать, хватало 2-3 рубля в день.

Советские цены в этом материале приведены по данным Центрального статистического управления (ЦСУ) при Совете Министров СССР (июль 1986-го).

Итак, за один рубль в городах советского Казахстана можно было 20 раз прокатиться на автобусе или троллейбусе. Карт «Онай» тогда не было. В большинстве областей их заменяли книжечки с билетами по 10 штук в каждой. Сейчас проезд по карте в большинстве городов составляет 80 тенге. Значит, для перемещения по городу советский рубль равен 1 600 тенге. Маршрутка же была роскошью и стоила в 4 раза дороже. Тут рубля хватало на 5 поездок, зато пассажирам гарантировались сидячие места.

Нынешние маршрутки совсем на них не похожи. По комфорту проезд в советских микроавтобусах «РАФ» можно сравнить с тарифом такси «эконом» Прокатиться 5 раз «зкономом» вытянет в среднем на 2 500 тенге

По установленному в 1969 году прейскуранту на рубль можно было залить 10 литров бензина марки АИ-93. Ещё и 5 копеек на сдачу дадут. Сейчас единого тарифа нет, но те же 10 литров горючего обойдутся в 2 000 тенге.

По одёжке протягивай ножки
Если сравнивать с нынешними распродажами, одежда в СССР стоила недёшево. Добротные брюки стоили от 10-30 рублей, а за джинсы из-под полы люди отдавали по две зарплаты. Но мы стараемся говорить о вещах первой необходимости. На то, чтобы одеться не по моде, но с ног до головы, хватало рублей 20. Это без верхней одежды.

Самые дешёвые ботинки стоили 8-13 рублей, брюки или юбка - 5-10 целковых, и примерно во столько же обходились сорочка и нижнее бельё. Сейчас такой же комплект будет стоить дороже: 5 000 - за простенькие джинсы с вещевого рынка, 3 000 - за рубашку и 10 000 - за грубые туфли из отдела спецрдежды. Ещё прибавим 2 000 на майку, семейные трусы и синтетические носки. Тут 1 рубль равен 1 350 тенге.

Вот только тогда в таком виде не было стыдно появиться даже в театре или ресторане.

Одежду можно было носить несколько лет подряд, и даже аккуратные латки не считались признаками нищеты.

Женщины в СССР шили сами, и дама, у которой руки росли из правильного места, могла модно одеться за червончик, включая простенькие туфельки без каблучка.

Сейчас пара метров недорогого ситца, нитки и булавки для шитья обойдутся примерно в 7 000 тенге, вышедшие из моды туфли торговцы охотно отдадут за 3 000, на бельё и колготки, если не заморачиваться эстетикой, нужно ещё 3 000. Следовательно, если одеваться, как модель из журнала «Сельская новь» за 1984 год, то советский рубль равен был бы 1 200 тенге.

Но сейчас в платье из блеклого ситца с орнаментом из «жутких розочек» на улице не появится ни одна уважающая себя дама.

А компот?
Цены на продукты в СССР устанавливало государство, поэтому разброс тут колоссальный. Привычное сейчас тогда было деликатесом, и наоборот.

Например, кило кальмаров стоило дешевле, чем кило варёной колбасы. За рубль можно было купить 5 литров молока (2 500 тенге), два кило ливерной колбасы (3 000 тенге) 10 кг картофеля (3 400 тенге), 4 банки кильки в томате (2 500 тенге), десяток яиц (500 тенге), 2 кг вермишели (1 000 тенге) или 8 нарезных батонов (870 тенге). Если хотелось себя побаловать вкусностями - то 100 г сырокопчёной колбасы (480 тенге), 50 г кофе в зёрнах (500 тенге) или треть банки растворимого (800 тенге), два апельсина или лимона (600 тенге).

За рубль можно было плотно поесть в столовой, или заказать отбивную в ресторане (2800 - 5 000 тенге). Перекус на ходу был в буквальном смысле копеечным: 20 фабричных пирожков с ливером, либо 33 стакана лимонада из автомата, либо 8 кексов с изюмом, или 5 стаканчиков с горкой развесного мороженого.

Сравнить с нынешними товарами вообще невозможно, потому что подобного сейчас нет.

В советское время никому не пришло бы в голову покупать простую воду в бутылках. Её пили бесплатно из фонтанчиков в парках или набирали из уличных колонок. Газировка с сиропом стоила всего три копейки. Трудно представить, что у человека не завалялась в кармане такая мелкая монетка.

Если брать для сравнения полторашку химозного лимонада, самсу и самое дешёвое мороженое в стаканчиках, то подобный пакет уличных «вкусностей» вытянет на 2 000-2 500 тенге.

Поставили на счётчик
Провести параллель с коммунальными платежами очень трудно. Потребностей тогда у народа было меньше. Телефоны стояли не у всех, стиральную машину-автомат и кондиционеры большинство видело только в кино, а компьютеры, интернет и мобильники существовали лишь в рассказах фантастов. В среднем коммунальные платежи обходились хозяевам благоустроенных квартир в 10 рублей. В те времена никто не задумывался об энергосбережении. Комнаты освещали лампами накаливания, бытовая техника жрала электричество, как сейчас небольшой заводик, в холодные вечера люди включали мощные электрообогреватели. Экономных масляных тогда ещё не придумали.

Кондиционеры в те времена уже были, но далеко не у всех. С жарой боролись маленькими вентиляторами, которые жадно жрали энергию.

Словом, меньше 100 киловатт счетчик не наматывал.

Для сравнения с нынешними реалиями возьмём электричество. На 1 рубль в СССР можно было намотать 25 киловатт. Сейчас подобная иллюминация для большинства регионов страны обойдётся в 720 тенге.

Счетчиков на газ и воду 40 лет назад не водилось. Сейчас трудно представить, в какую сумму вылился бы такой безлимит.

Если вывести среднее арифметическое, то выйдет, что по предметам первой необходимости соотношение советского рубля к тенге равняется 1 к 2000. То есть один рубль равен 2000 тенге.

Социально уязвимые слои населения, то есть пенсионеры и низкооплачиваемые работники, получали 80 рублей. По нынешним меркам это 160 тысяч тенге. Довольно неплохо, если учесть, что медицина тогда была бесплатной.

220 рублей средней зарплаты - это 440 тыс тенге. Добавим к этому путёвки от профкома и бесплатные квартиры от предприятия. Сейчас бы было неплохо, чтобы после отпуска в Боровом, выплаты ипотеки и оплаты института выросшим детям, на каждого работающего члена семьи оставалось бы по 440 тысяч.

120 рублей начинающего специалиста - это нынешние 240 тыс тенге. Квартиру ещё надо было заслужить. Но на комнату в общежитии он мог рассчитывать с первого дня работы.

Неудивительно, что люди постарше с такой теплотой вспоминают эпоху застоя.

Мы на чёртовом кружили колесе

Кроме крыши над головой, еды и одежды, человек нужна ещё и духовная пища.

С развлечениями в СССР дела обстояли куда экономнее. Правда, выбор тогда был небольшой. Основной вид досуга - телевизор. Он транслировал всего два-три канала, зато был бесплатным, а за неимением другого все передачи казались интересными.

Но когда передача «Сельский час» и сотый повтор фильма «Свинарка и пастух» уже надоедали, то люди выбирались в свет.

Взрослому на рубль можно было 5 раз сходить в кино (сейчас 10 000 тенге), посмотреть спектакль с приезжими звёздами (25 тысяч тенге), дважды сходить на танцы (от 5 000 тенге), 6 раз прокатить ребёнка на местных аттракционах (9 000 тенге).

Интернета тогда не было, и новости узнавали из печати. В СССР на рубль можно было купить 20-30 газет или 2-3 журнала.

Советский человек наверняка бы потерял дар речи, побывав в нынешнем книжном магазине. Хорошие книги тогда доставали по знакомству, по подписке или выстояв громадную очередь. Зато тогда за рубль можно было купить два томика классики в мягкой обложке или увлекательный роман о трудовом подвиге карагандинских шахтеров в твёрдом переплёте.
Материалы по теме
Кормила ли Россия Казахстан? Сколько получают казахстанцы в пересчёте на советские рубли

Меломанам тогда было намного труднее. В свободной продаже лежали только пластинки с Людмилой Зыкиной и произведения классиков. Зато на рубль их можно было купить две-три штуки.

Счастливые обладатели магнитофонов записывали любимые мелодии с радио или во время редких передач «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».

Но совсем редкие композиции можно было найти в полулегальных студиях звукозаписи. Нередко тиражированием хитов занимались владельцы импортных двухкассетников, купленных в коммисионках за сумасшедшие деньги. Так, изрядно потрёпанный «Шарп» стоил 500 рублей, то есть две с половиной приличных зарплат. Но чудо техники быстро окупалось. За перезапись кассеты дельцы брали рубль. Вот только кассету надо было принести свою.

Вот такой вот торрент советского времени.

А олени лучше
Есть ещё одна любопытная экономическая особенность «эпохи застоя». То, что на тогда на Западе или в наши дни дикого капитализма считалось предметом роскоши, в СССР совсем не ценилось.

Взять, к примеру, легендарные гобеленовые коврики с оленями. Они были так дёшевы, что украшать ими интерьер осмеливались только колхозники. В капстранах же это изделие стоило очень дорого. Дело в том, что гобелен «Шварцвальдские олени» там выпускался маленькими сериями и был, скорее, произведением исскуства. После Второй мировой трофейное оборудование из Германии попало в СССР и «оленей» стали штамповать миллионными партиями. Правда, ближе к 70-м производство удешевилось, натуральные краски и ткань заменили на синтетику, и коврики уже выглядели непрезентабельно.

Поддержка дружественных соцстран завалила советские прилавки деликатесами и прочими атрибутами роскоши.

Яркий пример тому - кубинские сигары и ром. Сейчас за хорошую сигару нужно выложить ползарплаты, и продаются они только в элитных бутиках.

В СССР сигары стоили от 40 копеек до рубля и валялись они в каждом сельпо.

Дело в том, что СССР поддерживал попавшего под санкции Фиделя Кастро (точнее Кубу) у как мог и закупал огромными партиями кубинские товары, абсолютно не пользующиеся в Союзе потребительским спросом.

Выпить чаю
Сюда же можно добавить египетский бальзам «Абу-Симбел», вьетнамские настойки на травах, редкие сорта кофе из Африки и стран Южной Америки.

Советский гражданин покрутил бы пальцем у виска, увидев нынешнего туриста, который везёт из Антальи пачку турецкого чая, стоимостью 5 долларов за 100 граммов. В 80-е это добро не хотел пить никто. Тростниковый сахар, на котором нынче помешаны гурманы, не брали потому, что он придавал чаю непривычный привкус.

Зато пачку чайной пыли в пакетиках, приправленной химозным ароматизатором, не стыдно было подарить на юбилей. В СССР чай в пакетиках был, но ароматизаторы к нему не добавляли. Исключением можно считать "Краснодарский чай", куда щедро плеснули лимонного масла. Но он считался жутким дефицитом.

Особенно интересно дела обстояли с плиточным грузинским чаем. Его любили только заключенные, потому что чифирь из такой плитки получался отменным, а стоил брикет очень дёшево.

А ведь этот вид чая являлся самым настоящим пуэром. Правда, стал он таким не от усердия технологов. В пуэре чайный лист должен состариться и сферментироваться во влажном климате. В Грузии климат подходящий, а ферментировался напиток от того, что листья не успевали фасовать. Они так и лежали под дождём и палящим солнцем, обретая тот аромат, за который сейчас чаеманы платят целое состояние. Сейчас брикет пуэра, ферментированный естественным путем, стоит от 10 тысяч тенге. Более дешевые сорта ферментируют искусственно, но и они стоят от 2 000 тенге за 50 граммов.

Грузинский же пуэр россыпью продавался по 80 копеек за кило.

Народ не брал экзотику по простой причине. В массовом сознании срабатывал тот факт, что если - это в эпоху тотального дефицита - товар свободно лежит на прилавке, то брать его не стоит.