Звезде фильма «Табор уходит в небо» – 74: Почему Светлана Тома чувствовала вину перед своей дочерью

.
24 мая исполняется 74 года известной актрисе театра и кино, заслуженной артистке России Светлане Тома.

Всесоюзную популярность ей принесла главная роль в фильме «Табор уходит в небо», после чего молдавскую актрису называли главной цыганкой страны.

Ее дочь, Ирина Лачина, тоже стала актрисой, хотя с детства хорошо знала обо всех сложностях этой профессии.

Спустя годы Светлана Тома призналась, что долгое время чувствовала вину перед своей дочерью, и на протяжении многих лет у них были достаточно сложные отношения, пока Ирина на своем опыте не пережила то, через что довелось пройти ее матери…

Как Света Фомичева из Кишинева стала главной цыганкой в СССР
Звезде фильма «Табор уходит в небо» – 74: Почему Светлана Тома чувствовала вину перед своей дочерью


О том, что она в будущем станет главной цыганкой страны, не подозревала ни она сама, ни ее близкие. Ее настоящая фамилия – Фомичева, она родилась и выросла под Кишиневом.

Ее отец был русским, а в роду матери смешались французская, венгерская, русская и австрийская кровь.

Цыган среди ее предков не было, и поначалу ее отношения с представителями этой национальности не складывались.

В детстве она боялась цыган, но, по иронии судьбы, уже в одном из своих первых фильмов сыграла роль цыганки, где вместе с ней снимались артисты театра «Ромэн».

Светлана вспоминала: «Они меня не очень-то жаловали, ревностно относились к тому, что цыганку играет не настоящая цыганка.

Я наблюдала за ними, как они общаются, ходят, говорят, училась у них петь, потому что вообще-то никогда не думала, не собиралась становиться актрисой».



Светлана училась на юридическом факультете Кишиневского университета, намереваясь стать следователем прокуратуры или адвокатом, когда в ее судьбу вмешался случай.

Однажды на троллейбусной остановке к ней подошел какой-то мужчина, представился режиссером Эмилем Лотяну и предложил прийти на пробы.

К этому предложению Светлана отнеслась с опаской, и режиссеру пришлось проявить настойчивость и даже прийти в гости к ее родственникам, чтобы убедить их отпустить несовершеннолетнюю девушку на съемки.

Так Светлана получила свою первую главную роль в фильме «Красные поляны». Эмиль Лотяну считал, что фамилия Фомичева недостаточно звучная для актрисы и убедил ее взять псевдоним.

Придумывать его не пришлось: Тома – это фамилия ее прабабушки-француженки, поэтому ударение в ней падает на второй слог.

Для режиссера юная актриса стала его творением, его музой, его Галатеей. Их отношения быстро переросли из профессиональных в романтические, и они стали жить в гражданском браке.

Лотяну превратил Тома в звезду всесоюзного масштаба: через 10 лет после своего кинодебюта она сыграла роль цыганки Рады в фильме «Табор уходит в небо», который принес ей оглушительную популярность.

На экранах цыгане принимали ее за свою, а в жизни не узнавали, ведь за кадром она была совсем не похожа на свою героиню.

Самая сложная – роль матери

Их семейный союз с Эмилем Лотяну распался раньше, чем творческий. Режиссер вскоре женился на юной актрисе Галине Беляевой, а Светлана Тома вышла замуж за своего однокурсника, актера Олега Лачина.

В 1972 г. у них родилась дочь Ирина. Когда ей было всего 8 месяцев, ее отец ушел из жизни. Светлана рассказывала: «Мне пришлось очень трудно тогда. Ирину взяли на воспитание мои родители.

Я разрывалась между съемками и поездками в Молдавию. Тогда я не могла уделять достаточно времени дочери и до сих пор чувствую свою вину перед ней.

Наверное, поэтому сегодня я стараюсь как можно больше общаться со своей внучкой Машенькой».

Ирина жила с бабушкой и дедушкой до 14 лет и виделась с матерью только тогда, когда она приезжала к ним в перерывах между съемками.

Но свое детство Ирина считает очень счастливым – в отношениях бабушки и дедушки царила гармония и взаимопонимание, и их семья стала для нее примером.

Пик популярности Светланы Тома пришелся на ее детские годы, но еще в те времена она скрывала от окружающих, кто ее мама.

По словам Ирины, у нее всегда было гипертрофированное чувство самостоятельности, и ей с юности хотелось доказать, что она может добиться успехов без маминой помощи.

Свой путь Ирины Лачиной

Когда Ирина Лачина решила поступать в Щукинское училище, она запретила матери на пушечный выстрел подходить к учебному заведению.

У них были разные фамилии, и это Ирину устраивало – она всегда хотела, чтобы ее оценивали не сквозь призму популярности «цыганки Рады», а только по ее собственным талантам и актерскому мастерству.

После окончания училища Лачина выступала на сцене Театра на Таганке и «Современника» и снималась в кино.

В начале 1990-х гг. актриса сыграла главные роли в фильмах «Блуждающие звезды» и «Французский вальс», а популярность к ней пришла в начале 2000-х гг., когда она начала сниматься в сериалах.

Ирина не таила обиды на мать за то, что в детстве недополучала ее внимания и заботы, но их отношения долгие годы были непростыми.

Светлана Тома признавалась: «Какие у меня у самой отношения с дочерью? Сложные. Не буду скрывать. Безоблачные они только тогда, когда я закрываю рот на замок и молчу.

Самый трудный период был для меня перед ее замужеством. Вот у нас была одна с ней орбита жизни, и вдруг у Ирины появилась своя.

Когда я относилась к ней, как к маленькой девочке в тот момент, то у нас случались недопонимания. Дети – не наша собственность. Это сосуд, данный нам на хранение.

Мы должны его сберечь, сохранить и отпустить. Это очень болезненно, но так устроена наша жизнь, и это нормально, потому что и я в свое время тоже в какую-то сферу своей жизни родителей не пускала.

Детей нельзя учить, когда я пыталась своей мудростью как-то порулить у Ирины, то натыкалась на такое сопротивление! Потом осознала, что моя дочь умная, знает, что делает, и перестала вмешиваться».

Дочки-матери

Их отношения наладились после того, как Ирина Лачина и сама стала матерью. Когда она вышла замуж за актера Олега Будрина, и ее мать, и родители мужа поначалу отнеслись к их браку настороженно.

Мать мужа была убеждена, что ее невестка – из цыганской семьи, и что цыганская дочь окрутила ее сына из меркантильных интересов.

Позже им всем удалось найти общий язык, а рождение внучки Маши окончательно примирило и тещу, и свекровь.

Когда девочка подросла, она тоже начала отстаивать свою независимость, и тогда Ирина поняла, насколько ее матери было с ней непросто.

Маша называет бабушку просто по имени – Света. Глядя на актрису, которой уже за 70, наверное, ни у кого не повернется язык назвать ее бабушкой, ведь актриса и сегодня великолепно выглядит и продолжает сниматься в кино.

В силу своей профессии Ирина тоже не могла проводить много времени с дочерью и с ранних лет приучала ее к самостоятельности, что, как она считает, однозначно пошло ей на пользу.

А вот бабушка часто баловала внучку. Лачина признавалась: «Моя мама очень часто забирала Машу к себе.

Для нее рождение внучки стало новым этапом в жизни, и, естественно, всю ту любовь, которую она в детстве недодала мне, она выплеснула на Машу.

И периодически, с моей точки зрения, эта любовь перехлестывала: Маше разрешалось делать многое из того, что я бы ей никогда не позволила.

Мама, естественно, Машу баловала». Однако разные взгляды на воспитание Маши – наверное, сейчас уже единственный повод для споров Светланы Тома и Ирины Лачиной.