Германия: Забастовки, рост цен на билеты, сокращение рейсов

Шеф Lufthansa Карстен Шпор не гарантирует пассажирам безмятежное лето. «Наши аэропорты окажутся по–настоящему узким местом», — сказал он на презентации баланса компании за 2022 год во Франкфурте.

После преодоления коронного кризиса и получения государственной помощи дела у его компании идут все лучше и лучше, и перспективы действительно радужные, учитывая нехватку самолетов и высокий спрос. Но на основном рынке Германии, на который по–прежнему приходится треть оборота группы, существуют проблемы из–за нехватки персонала и скудного воздушного пространства, занятого военными.

[/b]Сокращение летнего расписания[/b]

Lufthansa уже сократила летнее расписание полетов и сделает это снова, если партнеры по системе сообщат о прогнозируемых проблемах, сказал Шпор. Даже если хабы группы за пределами Германии вернутся к полной загрузке, компания планирует задействовать только 85–90% от своих мощностей на 2019 год.

Таким образом, Lufthansa отстает от конкурентов, таких как Air France–KLM и материнская компания British Airways IAG, но, по словам Шпора, это в первую очередь ставка на стабильную работу. Докризисный уровень, вероятно, будет достигнут не ранее конца следующего года.

1 000 новых сотрудников в месяц

Уже в преддверии пасхальной туристической волны над аэропортами Мюнхена и Франкфурта нависла большая нагрузка для авиакомпании Lufthansa. Операторы по–прежнему испытывают трудности с поиском достаточного количества персонала для тяжелой работы в терминалах. Возможно, следует отменить требования к знанию немецкого языка, предлагает Шпор. В конце концов, люди в сфере воздушного движения могут обходиться английским языком.

В самой группе MDax тоже пока не хватает людей, но она хочет нанимать ежемесячно около 1 000 человек, чтобы к концу года достичь 115 000 сотрудников с чистым приростом примерно в 6 000 человек.

Бонус для компенсации инфляции

Профсоюз Verdi предупреждает, что многие опытные работники озабочены увольнением и выходом на пенсию, а новые еще недостаточно подготовлены. Чтобы успокоить ситуацию, лидер группы Verdi Марвин Решинский предлагает выплатить всем и каждому по 3000 евро инфляционной компенсационной премии, чтобы предотвратить очередной кризисный год.

Шпор отвергает специальную выплату. Вместо этого, говорит он, Lufthansa выплачивает зарплаты, превышающие рост инфляции, ведь ей нужны лучшие люди в отрасли. «У других могут быть хорошие самолеты и кресла, но только у нас есть сотрудники Lufthansa».

Забастовки становятся недостатком

Генеральный директор компании критикует продолжающиеся забастовки, в том числе и за пределами его группы: «С учетом месторасположения это начинает становиться реальным недостатком». По его словам, Lufthansa больше других авиакомпаний страдает от забастовок, не будучи защищенной соответствующими нормами в Германии.

Шпор хотел бы видеть более ранние уведомления о готовящихся забастовках, а также соглашения об оказании экстренной помощи и обязательный арбитраж. «Но вряд ли это можно быстро реализовать в Германии», — добавляет шеф Lufthansa, недавно назначенный на должность на период до 2028 года.

Возвращение в плюс

После двух горьких лет убытков, связанных с кризисом Corona, в 2022 году Lufthansa вернулась к положительным цифрам. Рекордные результаты в сфере грузоперевозок и технического обслуживания, в частности, принесли группе прибыль (скорректированный показатель EBIT) в размере 1,5 млрд. евро. Годом ранее она была в минусе на 1,7 млрд. — не считая выходных пособий в связи с сокращением многих тысяч рабочих мест.

В целом, компании группы Lufthansa, Eurowings, Swiss, Austrian и Brussels перевезли в прошлом году около 102 млн пассажиров, что более чем в два раза больше, чем в 2021 г. Доход группы вырос почти вдвое и составил 32,8 млрд. евро. После убытка в 2,2 млрд. евро годом ранее прибыль компании составила 791 млн евро.

Только Swiss и Austrian получили прибыль

В пассажирском бизнесе, однако, только двум дочерним компаниям — Swiss и Austrian — удалось вернуться к прибыли в целом за год. Из–за проблем в немецких узловых аэропортах основная авиакомпания Lufthansa закончила год с операционными убытками в размере 466 млн евро. Шпор ожидает, что в 2023 году Lufthansa и бюджетный авиаперевозчик Eurowings выйдут на безубыточность.

В целом же по группе операционная прибыль должна явно превысить показатель 2022 года. Это больше, чем прогнозируемые аналитиками 1,6 млрд. евро, — сообщил финансовый директор Ремко Стинберген. В 2022 году группа уже значительно превзошла свои первоначальные ожидания.

Объявлено о повышении цен на билеты

В новом году увеличение прибыли должно произойти за счет пассажирского бизнеса. С точки зрения Lufthansa, условия для этого подходящие. Компания ожидает высокий спрос во всем мире при ограниченном предложении. Ситуация с бронированием билетов на Пасху и последующие месяцы является благоприятной, пояснил Шпор. И в первом квартале цены на билеты, вероятно, будут примерно на 20% выше сопоставимого показателя докризисного 2019 года. В начале лета это значение вырастет еще больше.

Новость была хорошо воспринята на фондовой бирже: акции Lufthansa выросли более чем на 6%, а их рыночная капитализация достигла примерно 12,5 млрд. евро. Только в 2017 году рыночная капитализация была выше, сказал Шпор. Однако, несмотря на годовую прибыль, акционеры получат дивиденды только за 2023 год, сказал финансовый директор.