Путин изменил правила списания долгов по кредитам

Президент РФ Владимир Путин изменил правила игры на рынке потребительского кредитования. Теперь списать долги россиянам будет проще, а банкам — сложнее будет навязать людям свои услуги. Это поддержит тех, кто оказался неплатежеспособен, объяснили эксперты решение, принятое на совещании Путина с правительством России 16 ноября. Правила игры на этом рынке становятся цивилизованными, прозрачными и понятными, считают политологи.

Совершенствование механизма внесудебного банкротства физлиц стало основной темой совещания. По словам президента Путина, это позволит «облегчить участь граждан, которые попали в сложную финансовую ситуацию». Как отметил министр экономического развития Максим Решетников, процедура банкротства физических лиц в России впервые введена в 2015 году.

Она оказалась довольно сложной: для списания долгов человеку предстоит пройти через Арбитражный суд (процесс инициирует кредитор), заплатить вознаграждение финансовому управляющему. Тем не менее, за 7 лет ею воспользовалось 670 тысяч россиян.С сентября 2020 года, когда многие потеряли доходы из-за пандемии и не смогли выплачивать кредиты, была введена внесудебная процедура банкротства физлиц. Заявить о своей несостоятельности может уже сам должник, если размер его долга составляет от 50 до 500 тысяч рублей и если приставы признали, что взыскивать с него больше нечего. Такая процедура длится полгода, затем долги просто списываются. По словам Решетникова, через МФЦ ежемесячно порядка 600 россиян подают такие заявления о признании их банкротами. Однако эту процедуру власти решили сделать для людей еще более доступной. Это касается пенсионеров и тех, кто живет только на пособие от государства.

«С таких должников взыскание может производиться бессрочно», — пояснил Решетников. Но это несправедливо, считают власти, и теперь списать все долги такие люди смогут уже через год после открытия исполнительного производства, а те, кто не попадает под эту категорию — через 7 лет. При этом максимальный размер долга для бессудебного взыскания увеличивается до 1 млн рублей, а минимальный снижается до 25 тысяч рублей. Президент полностью поддержал такой подход. «Прошу уделить особое внимание пенсионерам. Банки легко выдают небольшие суммы кредитов, поскольку у людей есть постоянные, хоть и небольшие доходы. Но потом банки кровь пьют из людей прямо до гробовой доски. Особое внимание семьям с детьми. Поддерживаю ограничение предельных сроков исполнительных производств: даже когда судимость снимается, человек имеет право писать в анкете «не судим», а тут всю жизнь людей гоняют», — заявил Путин. Он также добавил, что долговые обязательства людей создают основу для роста серого рынка труда.

По словам Путина, люди предпочитают получать зарплату неофициально, чтобы скрывать свои реальные доходы и не лишаться их из-за списания приставами.

В России был период, когда количество банкротств физлиц сильно выросло, отметила в разговоре с URA.RU руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева. Это было связано с высокой закредитованностью населения из-за агрессивной политики банков, с одной стороны, а с другой — с тем, что многие жители страны понимают: освободиться от долгов можно с помощью процедуры банкротства, и чаще стали пользоваться ею. По мнению эксперта, решения, принятые на совещании президента, позитивны для людей. «Банкротство — это единственный механизм для добросовестного гражданина освободиться от долговых обязательств, которые заведомо не выполнимы. Недавно в споре по банкротству физлица, против которого выступал банк, Верховный суд РФ встал на сторону гражданина.

Человек взял кредит, который заведомо не мог выплатить, и в этом вина банка, который знал о финансовом состоянии клиента и который проводил агрессивную кредитную политику», — пояснила Литовцева.

Непростая ситуация в экономике страны, от которой зависят доходы людей, сопровождается ростом кредитования, отметил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. «Ситуации в жизни могут произойти разные, особенно сейчас, в условиях проведения военной спецоперации, когда у человека есть риск лишиться возможности выплачивать кредит. Все это должно быть учтено в нормах права. Должен быть детальный механизм, который отражает и позицию кредитора, и позицию тех, кто кредиты берет», — объяснил Федоров принятые решения.

Чиновники ожидают роста неплатежеспособности россиян и банкротств из-за кризиса в экономике, поэтому заранее прорабатывают меры защиты добросовестных плательщиков, которые окажутся в трудной жизненной ситуации. Поэтому к решению этого вопроса подключился лично президент, считает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Людей с кредитами у нас много, но не большинство. Кто-то берет кредит по глупости, не соразмерив доходы с расходами, кто осознанно, но теряет возможность платить, так как цены растут, а зарплаты нет. Должен быть понятный механизм: или у вас заберут все, или реструктуризируют долг, или спишут. Все должно быть четко оформлено. Иначе начнется произвол кредитных организаций», — резюмировал Журавлев.