Как сложились судьбы актрис из фильма «Любовь и голуби»

30 лет назад советские телезрители увидели лирическую комедию Владимира Меньшова «Любовь и голуби» и сразу же прониклись этой простой историей, между прочим, основанной на реальных фактах.

По сути автор сценария картины Владимир Гуркин пересказал жизнь своих земляков — Василия и Надежды Кузякиных из небольшого городка Черемхово в Иркутской области.Фильм не потерял актуальности — человеческие взаимоотношения мало меняются с годами и даже столетиями. Сегодня «РГ» вспоминает, как сложилась судьба актрис, сыгравших героинь в картине Меньшова.

Как сложились судьбы актрис из фильма «Любовь и голуби»


Нина Дорошина (Надежда)

Сегодня Нину Дорошину называют легендой театра «Современник», которому она отдала более 50 лет своей жизни. По мнению Галины Волчек, художественного руководителя театра, «Современник» — сто раз театр Нины Дорошиной».

«Принято говорить, что нельзя выпускать на сцену кошку, — отмечает Волчек, — потому что ее переиграть нельзя. Я думаю, Нина Михайловна не обидится — но она в этом смысле почище кошки».

И именно в «Современнике» более 20 лет шел спектакль «Любовь и голуби», посмотрев который, Владимир Меньшов загорелся идеей перенести историю на экран.

«Я ничего не могу с собой поделать: смотрю спектакль, смотрю на Нину Дорошину и начинаю плакать, а потом начинаю истерично хохотать, я сниму эту картину», — признался Меньшов актеру Александру Михайлову и пригласил его на главную роль.

Поначалу никто не верил, что Дорошина согласится участвовать в экранизации спектакля. Потому что Меньшов пригласил на роль ее соперницы Раисы Людмилу Гурченко, с которой Дорошина много лет конфликтовала.

Тем не менее Нина согласилась, и фильм удался во многом благодаря ее блистательной игре и виртуозному перевоплощению коренной москвички в деревенскую женщину. А, может, и потому, что Нина переигрывала свои же собственные чувства, переживания и страдания…

Нина Дорошина не была роковой красавицей, но о ее бурных романах в 60-е годы прошлого века знала вся театральная Москва.

Будучи еще совсем юной девушкой и снимаясь в своей дебютной картине «Первый эшелон», Нина сумела покорить сердце основателя «Современника» Олега Ефремова. В 1959 году театр начал сезон премьерой спектакля «Голый король». В главной роли была Нина Дорошина.

Этот спектакль Ефремов поставил для нее, вчерашней выпускницы Щукинского училища. Ефремов всегда увлекался женщинами, были периоды, когда он ухаживал сразу за несколькими столичными красавицами. С Ниной у них был только роман, ни он, ни она никогда не делали попыток как-то узаконить отношения.

Дорошина была очень сильно влюблена в Ефремова. Что же испытывал знаменитый режиссер и актер по отношению к влюбленной в него женщине, осталось тайной. После прихода в «Современник» Дорошина все реже стала появляться на экране. Олег Ефремов крайне неохотно отпускал ее на съемки, да и театр постоянно колесил с гастролями по стране.

Но в 1963 году Нина Дорошина все-таки сумела отпроситься на съемки в фильме «Первый троллейбус». Картину снимали в Ялте. Одного из героев играл Олег Даль, тогда еще студент Щукинского училища. Даль сразу же влюбился в Нину, а Дорошина его даже не замечала.

Она все ждала, когда же в Ялту приедет Ефремов. Тот обещал, но слова своего не сдержал. Однажды вечером Нина пошла купаться. То ли по случайности, то ли преднамеренно она заплыла так далеко в море, что уже не оставалось сил бороться с волнами, которые вдруг нагнало штормом.

Ее спас Олег Даль, который буквально ходил по пятам. Они проговорили всю ночь, а утром Даль сделал ей предложение. Нина хотела ответить отказом, но поняла, что так давно ждет ответной мужской любви, а Даль был так настойчив, что, в конце концов, она сдалась.

Их свадьба состоялась 21 октября 1963 года там же — в Ялте. На свадьбу приехала почти вся труппа «Современника» во главе с Олегом Ефремовым. В разгар свадьбы Ефремов усадил Дорошину к себе на колени и сказал: «А любишь ты, лапуля, все-таки меня!».

Услышав это, Даль в ярости выскочил из квартиры, где была свадебная вечеринка. Нина не побежала вслед за ним, оставшись с Ефремовым. Олег Даль вернулся к Нине только через две недели, чтобы попытаться начать все заново. Но ничего не началось. Молодожены вскоре развелись, а Ефремов женился.

Как вспоминал впоследствии общий приятель Дорошиной и Ефремова Александр Бурдонский, Нина прошла через всю жизнь Ефремова: он мог жениться, заводить романы, но все равно возвращался к ней. И с каждый разом вспыхивала надежда, что любимый однажды вернется навсегда… Но это были лишь надежды.

Когда Олегу Ефремову предложили возглавить МХАТ, он позвал с собой Нину, но Дорошина неожиданно отказалась. Нина Михайловна вдруг поняла, что не может изменить своему театру даже ради любви.

Верность сцене оказалась сильнее любого другого чувства, но театр этой верности не оценил.

Дорошина по-прежнему играла в спектаклях, поставленных еще Ефремовым, но устраивать премьеры специально под нее уже было некому. Новый виток популярности актрисы начался как раз после выхода на экраны фильма «Любовь и голуби».

В то же время она вышла замуж за осветителя театра «Современник» Владимира Тышкова, который был моложе ее на 5 лет. У Нины к нему особой любви не было, а Владимир ради своей супруги готов был на многое: выращивал для нее цветы, опекал, как ребенка, старался, чтобы ничто не отвлекало ее от сцены.

Нина Михайловна до сих пор носит с собой его фотографию, сделанную за два дня до смерти. В тот день Владимир с утра отправился на рынок, чтобы приготовить для своей Нины что-нибудь особенное, ведь он никогда не подпускал ее к плите.

Вернувшись с рынка с тяжелыми сумками, он сказал жене: «Нина, я сейчас оступился на тротуаре с сумками, но не упал, и у меня внутри как будто что-то разорвалось. Я так плохо себя чувствую, пойду прилягу». К вечеру мужу стало так плохо, что Нина Михайловна вызвала «скорую».

В больнице Владимира тут же отправили в операционную, обнаружив внутреннее кровотечение. Операция длилась несколько часов, но врачи оказались бессильны. Он умер на второй день в реанимации.

Вскоре от внутреннего кровоизлияния умерла и ее любимая племянница — полная тезка Нина Дорошина, актриса театра «Сфера». Девушке было всего 25 лет.

Справиться с горем и одиночеством помогла преподавательская работа в театральном институте им. Щукина и все тот же любимый и бессменный «Современник».

Главная роль в спектакле по пьесе Николая Коляды «Заяц Love Story» в партнерстве с Валентином Гафтом вдохнула новую жизнь в актрису. Не сломил ее даже случившийся инфаркт. Дорошина сумела справиться с недугом и вернуться на сцену.

О своей нынешней личной жизни Нина Михайловна рассказывать не любит. Шутит, что ближе персидского кота у нее теперь никого нет.



Людмила Гурченко (Раиса)

Личную жизнь великолепной и неподражаемой Людмилы Марковны Гурченко нельзя назвать простой и счастливой. Она влюблялась, выходила замуж, разочаровывалась, снова влюблялась… Все ее избранники были людьми творческими. А с творческими натурами, как известно, легко не бывает.

В первый раз Гурченко вышла замуж еще в студенческие годы, познакомившись с кинорежиссером Василием Ордынским. Но их брак просуществовал чуть более года. В 1958 году Людмила Гурченко познакомилась со студентом сценарно-киноведческого факультета ВГИКа Борисом Андроникашвили.

Красавец Борис был сыном писателя Бориса Пильняка и двоюродным братом грузинских режиссеров Георгия и Эльдара Шенгелая. Вскоре молодые люди поженились, а 5 июня 1959 года в Харькове у них родилась дочь Маша. Гурченко писала: «Вышла замуж по большой любви.

Он как будто явился из фильмов, «взятых в качестве трофея после разгрома немецко-фашистских захватчиков», которые я смотрела после уроков. Просто одурела, ослепла от любви. Я сильно отставала по всем «швам»: и по образованности, и по воспитанию, и многому разному.

Я тянулась к высокой планке. Прошло время. Родилась Машенька. Приехала я с мамой и с полуторамесячным ребенком в Москву, а нас-то и не особенно ждали. На вокзале никто не встретил. Так и началось то, что называется распадом. Я пережила.

Тяжело, с большими осложнениями в здоровье. Но мой здоровый дух меня спас. Только на всю жизнь у меня засела горькая фраза: «Мой ребенок растет без отца». А потом весь его сказочный облик поблек, расплылся так, что и не узнать. Ну, что ж: «Суждены им благие порывы, но свершить ничего не дано…». Через три года Борис и Людмила развелись.

После развода Людмила Марковна буквально жила на два города — Москву, где пробовалась на разные роли, и Харьков, где росла ее дочь Маша. В 1962 году случился новый роман и новый брак. На этот раз с Александром Фадеевым, приемным сыном писателя Александра Фадеева.

Гурченко писала в своих воспоминаниях: «Саша Фадеев очень напоминал Машиного отца-студента. Был артистом в театре армии. Его беда была в том, что он неверно выбрал профессию. Он многое сумел бы в жизни, если бы не стал актером.

Здесь кроется причина и нашего разрыва. Меня все тянуло в музыку, в кино… Куда-то в мечту… А приходилось сидеть на земле. Хоть человеком он был очень добрым. Он, очевидно, переживал свои неудачи и горько их заливал. Моя интуиция и здоровый дух опять выбросили меня в одиночное плаванье».

Правда, вскоре она снова стала законной супругой тогда уже известного певца Иосифа Кобзона. После разрыва она не любила вспоминать об этом периоде своей жизни. Актриса говорила, что он у нее теперь вызывает «одно чувство — глубокой иронии».

После расставания с Кобзоном она познакомилась с музыкантом и аккомпаниатором Константином Купервейсом, сыном писателя Тобяша Купервейса. За Константина она официально замуж не выходила, но в гражданском браке прожила 18 лет.

«Слишком большой отрезок жизни. Так, в двух словах не расскажешь», — написала Людмила Марковна в своей книге «Люся стоп!».

В начале 80-х годов Людмила Марковна стала бабушкой: ее дочь Маша родила сына. Мальчика назвали в честь отца Гурченко, которого она боготворила всю жизнь, — Марком. Внука Людмила Марковна просто обожала. А в 1983 году на свет появилась и внучка Леночка.

В 1993 году актриса познакомилась с продюсером Сергеем Сениным, который впоследствии стал ее последним мужем. Гурченко рассказывала: «Спектакль «Бюро счастья»… Прошло несколько месяцев работы над спектаклем. Дело двигалось с большим скрипом.

А в один день все обрушилось… И только один человек держался, верил и заставил всех поднять головы. Сергей Михайлович Сенин. Я не знаю, чего ему это стоило. Я не знаю, скольких шрамов на сердце. Интересно, что он сходится с людьми довольно легко.

Но редко-редко кого-то допускает близко к себе. В нем глубоко скрывается никому не открывающееся «я». Его достоинства и недостатки здорово дополняют друг друга. Он может быть резким и даже грубым, но никогда не изменит своему кодексу чести.

Трудности он ни на кого не перекладывает. Не жалуется. Сам в себе все перемалывает… Он умен, тонок, многое видит наперед, терпелив. «За честь, за дружбу» — это тоже его тост. Как и моего папы».

14 декабря 1998 года в жизни Людмилы Марковны случилась трагедия. Совершенно неожиданно погиб ее обожаемый внук Марк. После этой трагедии актриса навсегда разорвала свои отношения с родной дочерью.



Наталья Тенякова (баба Шура)

Наталье Теняковой было 40 лет во время съемок картины «Любовь и голуби», а предстояло сыграть старушку. С задачей эта замечательная театральная актриса справилась блестяще. А то, что ее экранным супругом стал настоящий муж Сергей Юрский, добавило пикантности дуэту.

Наталья Тенякова родом из Ленинграда, где в 1965 году окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино.

После этого она была принята в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, где успешно дебютировала, а в 1968 году ее пригласили в Большой драматический театр им. М.Горького — тогда один из ведущих театров страны.

В 1979-м Тенякова вместе с семьей перебралась в столицу и стала актрисой Московского академического театра им. Моссовета, служению которому отдала десять лет. В кино Тенякова снималась крайне редко. Баба Шура из комедии Меньшова стала одной из ее самых больших и запоминающихся киноролей.

Зато многие театралы знают Тенякову, как и Нину Дорошину, по ее романам. Первым супругом Натальи был известный режиссер Лев Додин. Но брак просуществовал недолго. Наталья заочно влюбилась в Сергея Юрского.

«Я влюбилась с первого взгляда, — вспоминала актриса. — То, что называется удар молнии. Солнечный удар. И когда я поняла, что меня ударило, я пришла и честно сказала Леве: «Прости, говорю, Лева, но я влюбилась».

Он побледнел и спросил: «Боже, в кого?» Я сказала: «В Сергея Юрского». Он сказал: «Слава Богу, ты б еще влюбилась в Иисуса Христа!» Поскольку Юрский был недосягаем. Это была суперзвезда, как сейчас говорят…»

Юрский с Теняковой познакомились на телевизионной площадке — телеспектакле «Большая кошачья сказка» по Чапеку: у Юрского была главная роль, Тенякова же должна была играть его невесту. Она была еще студенткой, он — был старше ее на девять лет и уже известным.

В то время Юрский был женат на актрисе Зинаиде Шарко. Роман между Натальей и Сергеем завязался лишь несколько лет спустя. К тому времени уже оба развелись. Они поженились в 1970 году. Свадьба была скромной, а брак оказался прочным.

Знающие их близко люди отмечают, что они — очень разные по характеру, однако это не мешает им много лет идти рука об руку. Наталья Максимовна раскрывает секрет их семейного счастья: «Во-первых, я очень уживчивый человек, спокойный, не скандальный, не истеричный.

Во-вторых, мне с ним настолько интересно, настолько не скучно! И не было скучно ни одной секунды в нашей сорокалетней жизни. За это можно простить все. В-третьих, нам есть о чем говорить друг с другом. И есть о чем молчать.

И есть о чем играть вместе. Мы вместе очень много играли и играем. И еще один момент: Юрский часто уезжает. Так что мы еще можем и отдыхать друг от друга и от общего быта. Когда я соскучусь уже — он тут же и приезжает».

Дочь Теняковой и Юрского — Дарья Юрская — пошла по стопам родителей, став актрисой, окончив тот же Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино, что и мама.



Янина Лисовская (Людмила)

Янина Лисовская родилась в 1961 году в артистической семье. Ее отец был солистом Московской филармонии. После окончания школы-студии МХАТ Янина играла на сцене МХАТа. Людка из картины Меньшова — самая известная ее киноработа.

Параллельно с театром и кино Янина работала на радио. С ее участием были поставлены радиоспектакли «Пиноккио», «Завтра была война», «Собор Парижской богоматери», «Три мушкетера», «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» и многие другие. Но неожиданно она решила перебраться в Германию.

Причиной эмиграции стала любовь. Как-то раз вместе с МХАТом актриса приехала на гастроли в Германию. В Геттингенском государственном театре они показывали спектакль «37 мая». Именно в этом спектакле ее впервые увидел немецкий актер Вольф Лист.

Некоторое время спустя Геттингенский театр посетил с ответными гастролями Москву. Янина и Вольф вновь встретились. Постепенно дружеские отношения переросли в большую любовь.

В результате Янина переехала в Германию, где вышла замуж за Вольфа Листа и получила работу во Фрайбургском театре. Туда же перебрался из Геттингенского театра и ее муж. Правда со МХАТом Янина порвала не сразу. Еще два года она жила на две страны.

Бывший в то время у руля МХАТа Олег Ефремов успокаивал молодую актрису: «Поезжай, а дальше смотри сама: вернешься через неделю, мы все будем счастливы. Вернешься через год-три-десять — твое место будет тебя ждать».

Но Янина все-таки выбрала Германию. Там она ставит спектакли, снимается в кино, а также занимается преподавательской деятельностью: в двух театральных школах Фрайбурга она обучает студентов актерскому мастерству. У супругов родилась дочь, которую назвали Василисой.