Однокурсник Заворотнюк: невероятную красавицу Настю болезнь не красит

- Я - москвич и везунчик по жизни, - считает 51-летний Шнырев. - С первой попытки поступил в Школу-студию, а сразу после выпуска Олег Ефремов оставил меня работать во МХАТе… А с прошлого года служу в Театре сатиры. С детства обожал Андрея Миронова и вот сейчас, спустя годы, оказался на той самой сцене, где он проработал всю жизнь. В Сатиру я попасть и не мечтал, но меня пригласил нынешний худрук Сергей Газаров, с которым мы снимались в сериале «Доктор Тырса». Я и не думал, что он меня запомнит: всего-то одна сцена с ним была.

- Возвращаясь в вашу юность - какие воспоминания остались от учебы и работы во МХАТе?

- У нас был отличный курс. Несмотря на то, что в 90-е многие театральные залы пустовали, многие из нас удержались в профессии, а какие-то ребята целыми потоками нашли себя в чем-то другом. Едва я стал играть в театре, мне досталась главная роль в спектакле «За зеркалом», где довелось играть с великими Галиной Вишневской и Татьяной Лавровой.

Вишневская очень волновалась, она же оперная дива, а не драматическая актриса. И первое время наши репетиции проходили с ящиком вина, которое оплачивала Галина Павловна со словами: «Извините меня, я очень переживаю». Потом она каждый раз появлялась за кулисами за два часа до спектакля и распевалась.

С ней, 70-летней, я, мальчишка 25 лет, играл любовь и страсть. Показывали историю любви Екатерины Великой и ее юного фаворита. Именно его она за зеркалом и прятала. Мой герой Дмитрий Ланской как мужчина был очень слаб и, чтобы возбуждаться, прививал себе испанскую мушку, от чего в общем-то и умер. Галина Павловна, несмотря на просьбы режиссера, отказалась со мной по-настоящему целоваться. Просто со страстным порывом меня обнимала.

- Какие отношения у Вишневской были с Лавровой, о которой ходили разговоры, что она едва не угодила в омут алкоголизма?

- Лаврова и Вишневская дружили, хохотали, звали меня за стол. Они не пьяницы, а выпивали для куража, чтобы страх прошел. И это, на мой взгляд, не плохо. Хотя мой организм алкоголь воспринимал специфически - с меня градом лился пот, и это совсем не тот эффект. Один раз я даже текст забыл, когда играл у Миши Ефремова в постановке «Урок женам». Он мне советовал: «Серега, тебе выпить надо, чтобы зажатость ушла». Меня потрясали Мишина органичность и невероятная память. Он знал не только свою, но и твою роль. Да и его отец Олег Николаевич не скрывал, что выпивает, потому что ему это дает свободу на сцене. Но теперь мне кажется наоборот: выпивка лишь ограничивает.

- У больной раком Анастасии Заворотнюк сейчас непростые времена. Поддерживаете с ней связь?

- Красивая, чувственная, талантливая. Сериал «Моя прекрасная няня» дал Насте огромный толчок в карьере. Она была разная - на сцене и в кино. Сейчас на ТВ любую тему хайпят, а когда Настя заболела, ее родные не хотели, чтобы ее трогали. Да, мы вместе учились и конечно, ее поддерживаем. Вы представьте: такая невероятная красавица была, и что с ней сейчас... Думаю, это понятно: болезнь никого не красит. Тем более, такая тяжелая. Не может сейчас она показаться в другом виде. Дай Бог ей здоровья, терпения и мужества.

Любовь - состояние болезни

- Вы готовы к откровенным сценам на сцене и в кино?

- Одно время режиссеры любили раздевать актеров на сцене, но это точно не мое. Причины оголяться в театре (ведь это все-таки искусство условностей) не вижу, а кино - другое дело. В 90-е, в начале карьеры, я снимался с Дарьей Поверенновой в картине «Лето любви». И мы полностью раздевались с ней в кадре. Польский режиссер хотел, чтобы сцены получились очень эротичные, наполненные дыханием и звуками. Он бегал вокруг нас и приговаривал: «Дышите, дышите», а мы с Дашей просто ржали. Такие сцены надо уметь снимать так, чтобы зрители испытывали возбуждение. И не перейти на пошлость на Западе умеют, а у нас пока не очень.

- После выхода на экраны сериала «Налет», где вы снялись с Машковым, активно обсуждалось, что вас связывала общая женщина. Ведь вашей первой супругой была Алена Хованская, его бывшая супруга.

- Мы с Аленой с 1995 года, на протяжении десяти лет были вместе. Сблизились во время длинных гастролей нашего МХАТа. Теплоход по Волге шел с остановками в разных городах. Там много романов случилось. Уже потом я узнал, что первым мужем Алены был Владимир Машков. Ну что тут скажешь? Был и был. Сейчас он другой, особенно после того, как возглавил театр «Табакерка». Люди меняются, а когда мы с ним в Калининграде снимались, я понял, что он отличный мужик, совсем не звездный. Когда я учился, он и Евгений Миронов уже оканчивали Школу-студию. И уже были для нас звездами.

Мы нелегко с Аленой расстались, но все преодолели и сейчас дружим. Она на даче у нас гостит летом. И с моей нынешней женой отлично ладит. Алена - не только актриса, а еще педагог и руководитель курса в Университете культуры в Химках. Плюс преподает вокал в Школе-студии, пишет музыку. Наши с ней взрослые дочери - Соня и Саша - умницы и красавицы.

- Они пошли по вашим стопам?

- Соня, ей сейчас 25, всегда хорошо рисовала. Мы с Аленой покупали для нее открытки с картинами разных художников, наклеивали и подписывали - кто автор. Мечтали, что когда придем в художественную галерею, имена живописцев у нее всплывут. В результате она окончила Школу-студию и стала сценографом. Пока не замужем и работает в разных театрах. А 20-летняя Саша, хотя пока учится на актрису в той же Школе МХАТа, но уже меня переплюнула. Ира Апексимова ее сразу в несколько спектаклей Театра на Таганке пригласила. Увидела мою дочку в учебном театре и сразу сказала Алене Хованской, они же однокурсницы: «Это моя девочка!». И теперь Саша играет в спектаклях «Земляничная поляна», «104 страницы про любовь» и «Чайка». А скоро выйдет постановка «Муму», где ее ждет роль собачки.

- Ваша нынешняя жена вроде бы далека от кино и театра. Как познакомились?

- С Юлией Афанасьевой, она тренер по обучению верховой езде, мы уже 18 лет вместе. Юля, подруга актрисы Маши Голубкиной, увлекающейся конным спортом. А я с Юлей познакомился в 2005-м на кинофестивале «Киношок», куда Голубкина ее и пригласила. А я туда приехал с фильмом «Агапе» и приз получил. У нас случилась химия. Долго страдал, болел, не спал. И в результате решил остаться с Юлией. Так вышло. Любовь она такая. И с Аленой у меня тоже была большая любовь. Что происходит, когда человек теряет самообладание, рвет с семьей, уходит в другие отношения? Это определенное состояние болезни. Юлия на шесть лет младше меня, а Алена, наоборот, на шесть лет старше. А дети у меня рождаются с периодичностью в пять лет. Нашим с Юлей сыновьям Михаилу и Никите - 10 и 15. В школе учатся.