«Предсказывать цены на продукты — дело неблагодарное»

Мы поговорили с экспертами и посмотрели на цены с февраля — рассказываем, как они изменились

Против России начали вводить многочисленные санкции. Они отразились на простых россиянах — из-за нарушения логистических цепочек и ухода с рынка некоторых иностранных производителей цены в магазинах стали расти.

В марте некоторые сети даже стали вводить ограничения на отпуск товаров в одни руки — так, например, муку, рис и соль нельзя было купить в больших объемах. Поднимались цены и на предметы личной гигиены.

Мы решили сравнить цены февраля на продукты с нынешними и спросили у экономистов, какой прогноз — всё ли подорожает и какие инструменты есть у правительства для того, чтобы заморозить стоимость продуктов на определенном уровне.

Вырастут ли цены до конца года?

Иван Вилков, доцент кафедры экономики и финансов ТюмГУ, кандидат экономических наук, предсказал, что цены на продукты к зиме повысятся. Но это — сезонное явление.

— Цены предсказывать в текущих условиях — занятие неблагодарное, каждый день всё меняется. На продукты она традиционно дорожает к зиме. Сезонные овощи уходят — те, которые выращены в грунте, а им на замену приходят импортные. Либо появятся из теплиц, а здесь повышается себестоимость, ведь их надо отапливать. Вырастет и импорт, это нормальная ситуация, — рассказал Вилков.

Не прогнозирует высокий скачок цен на продукты уральский экономист Константин Селянин. По его словам, сейчас фиксируется либо снижение, либо нулевой рост стоимости продуктов.

— Инфляцию прогнозировали на уровне 20%, но сейчас ее оценивают в 12,4% годовых. На следующий год заложено всего 6%, — рассказывает Селянин.

По его мнению, в реальности пока предсказать цены сложно. На них может повлиять спрос, если произойдет что-то еще.

— Мы видели ажиотаж на продукты и в пандемию. В экономике есть понятия «товары Гиффена», названные в честь британского экономиста. Он заметил, что с началом войн простейшие товары дорожают, и на них повышается спрос. Они должны быть дешевыми — у нас это соль, спички, картошка и другие товары длительного хранения. Такой парадокс, когда при повышении цены увеличивается спрос на него, может объясняться тем, что люди настраиваются на плохие времена. Я бы не исключил, что такие неоптимистичные настроения могут быть, и это может оказать влияние на рост цен, — сказал Селянин.Но, по его словам, Россия обеспечивает себя всеми необходимыми товарами. Продукты в стране будут, никуда не исчезнут, но подорожать могут товары длительного хранения.

А как можно сдержать рост цен?

Во время пандемии и ажиотажного спроса на некоторые виды продуктов ввели ограничение цен на них. Потолок установили на гречку и подсолнечное масло. Была ли такая мера эффективной и какие еще есть инструменты у правительства, чтобы не допустить резкий рост цен? На эти вопросы тоже ответили эксперты.

— Цены могут регулироваться пошлинами — импортными или экспортными, — говорит Иван Вилков. — Вывозные могут повысить, и выгодно станет продавать продукты на российском рынке. Ввозные работают в другую сторону — можно их понизить, себестоимость также пойдет вниз — и цены могут остаться на том же уровне. Не стоит забывать и ФАС — они следят за сговором производителей, проверяют необоснованное завышение и могут вмешаться.

А вот установление потолка на некоторые виды продуктов, по мнению экономиста, может сработать как краткосрочная мера.

Если ограничить цены надолго, то производители либо придержат товар до того, как его можно будет реализовать, либо просто не будут производить.

Не считает такую меру эффективной и Константин Селянин. Он говорит, что в условиях рыночной экономики не бывает такого, что устанавливают потолок цен — на нем обязана быть свободная конкуренция, свободное ценообразование.

— В пандемию, когда вводили потолок, ходили прокуроры по крупным сетям и смотрели, не превышают ли цены установленные. Торговые сети держали предельные, но тут же резко подорожали другие продукты. Условно, не добрали на гречке, доберем на сахаре и так далее. Если у нас сохранится экономика рынка, то меры не приведут к нужному эффекту. Только создастся видимость, что делается что-то правильно, — считает Селянин.

— Фактически большой прирост набран за март-апрель, когда был большой скачок цен. Сейчас такого, возможно, не будет, — резюмирует Константин Селянин.

В цену продуктов входит их транспортировка, а она зависит от цен на бензин.